Советы учителя-логопеда

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение г. Астрахани

"Средняя общеобразовательная школа №9"

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!!!

Советы учителя-логопеда

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА  ШКОЛЫ

 

Логопедическая служба в нашей школе работает 19 лет, возглавляет которую учитель- логопед высшей категории Мищирикова Ирина Анатолиевна. Основными задачами являются:

·         коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;

·         своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ;

·         разъяснение специальных знаний по логопедии среди родительской общественности и педагогов.

С 1 сентября по 15 сентября в школе проводится плановое логопедическое обследование речи первоклассников. Затем составляется расписание занятий с учетом:

·         занятости родителей;

·         режима дня ребенка (дневной сон);

·         занятости ребенка в системе дополнительного образования (кружки, секции).

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что большинство родителей не знает, чем занимается с детьми учитель-логопед на своих занятиях. Поэтому родители приводят детей на занятия во второй половине дня, присутствуют на них, фиксируют в тетради рекомендации и лексический материал. Затем ежедневно проводят занятия дома, закрепляя навык звукопроизношения.

Кадровая политика на рынке труда в наше время предъявляет высокие требования к работнику. Профессиональный отбор касается речевой стороны. Наша задача помочь ребенку избавиться от нарушений, чтобы он чувствовал себя уверенно в жизни!

 

ПАЛЬЦЫ   ПОМОГАЮТ   ГОВОРИТЬ

 

«Истоки дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

 

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во  втором веке до нашей эры в Китае. По насыщенности акупунктурными зонами кисть  не уступает уху и стопе. Регулярные упражнения:

·         улучшают память и умственные способности ребенка;

·         устраняют его эмоциональное напряжение;

·         развивают координацию движений, силу и ловкость рук;

·         помогают убрать напряжение с органов артикуляции;

·         способствуют улучшению произношения многих звуков.

 

Для обследования мелкой моторики предлагаю упражнения:

1.      «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполнять обеими руками.

2.      «Играем на пианино» - касаться поверхности стола поочередно пальцами (1-2,1-3, 1-4, 1-5). Выполнять обеими руками.

3.      «Кулак- ладошка» - руки положить ладонями на стол, сжать в кулак одну руку и синхронно менять положение рук.

4.      «Ребро- кулак» - менять положение лежащих на столе рук. Одна рука сжата в кулак, другая поставлена на ребро.

 

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с мокрым песком, перебирание крупы, игры с мелкими игрушками, лепка.

 

У ребенка моторные нарушения, если:

·         долго не может научиться завязывать узлы и шнурки;

·         завязывает шнурки неловко;

·         плохо рисует;

·         при раскрашивании выходит за контур;

·         сползает со строки…

 

Какие последствия ожидают ребенка с моторными нарушениями:

·         «корявый» почерк;

·         сползание букв со строки при письме;

·         разнородные по ширине и высоте буквы;

·         написание букв с различным наклоном;

·         медленное письмо;

·         масса ошибок при написании букв, имеющих одинаковые элементы;

·         мышечная усталость кисти.

 

Моторные нарушения влияют на личность ребенка. Он становится неуверенным, раздражительным, агрессивным, замкнутым.

 

Несколько советов родителям леворукого ребенка:

·         посадите ребенка у окна, слева за партой;

·         обзаведитесь прописями для леворуких детей;

·         нужно зафиксировать внимание ребенка на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

·         требовать от левши безотрывного, «правильного» письма противопоказано.

 

АНОМАЛИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Во время планового обследования детей довольно часто встречаются разнообразные аномалии роста и развития челюстей. У таких детей не смыкаются губы, и поэтому ребенок дышит ртом.

При уменьшении размера челюсти зубы стоят криво, налегая друг на друга. При увеличении размера челюсти зубы располагаются с промежутками, что влечет неправильное произношение звуков речи.

Проконсультируйте ребенка в 3 года и в 6 лет у врача стоматолога-ортодонта!

Некоторые аномалии передаются по наследству, поэтому важно выявить степень риска передачи наследственной патологии.

 

Причины, от которых возникают аномалии роста челюстей:

·         раннее искусственное вскармливание ребенка;

·         детские болезни, влияющие на рост костей (рахит);

·         короткая уздечка языка;

·         гнойные заболевания детей;

·         разрушение и потеря зубов (кариес);

·         заболевания дыхательных путей;

·         вредные привычки (сосание пальца…);

·         нарушение осанки, т.к. смещается центр тяжести;

·         ротовое дыхание.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Развитие речи ребенка подчиняется определенной закономерности на всех возрастных этапах, независимо от времени года.

Но, тем не менее, лето является благоприятным периодом для роста организма и развития речи.

Все виды двигательной деятельности сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицанием.

Лето действует благотворно на :

·         моторную функцию;

·         эмоциональное состояние;

·         сенсорные ощущения (зрение, слух, осязание).

«Чем разносторонне, совершеннее наши чувственные восприятия, тем глубже мы постигаем мир и тем совершеннее прогрессирует сенсо-речевое развитие ребенка»

Природа – живая книга! Существует золотое правило. Чтобы ощущать, надо сравнивать и отличать! Сначала сравнивать более контрастные и менее тонкие детали, а потом менее контрастные и более тонкие детали.

Летом дети больше стремятся к познанию, их все влечет и радует, они живо реагируют на окружающий мир. Летом расширяются возможности в ознакомлении с профессиями для игр в слова.

 

Рекомендую родителям некоторые игры со словом:

 

·         «Какие бывают слова»

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово- ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ежик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово веселое – смех!

 

·         «Кислые стихи»

 

Встало солнце кислое,

Смотрит - небо скисло.

В кислом небе кислое облако повисло.

И спешат несчастные кислые прохожие,

И едят ужасно кислое мороженое!

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье,

Потому что кислое было настроение!

 

·         «Прошлое, настоящее, будущее»

 

Весна – лето – осень – зима.

Семечко – росток – саженец – дерево.

Дерево – бумага – книги.

Икринка – головастик – лягушка.

 

·         «Кто кем становится»

 

Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок

А взрослая…(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал…(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был…(теленком).

Толстый увалень баран –

Тоненьким…(ягненком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким…(котенком),

А отважный петушок

Крооооооохотным…(котенком),

А из маленьких гусят

Вырастают…(утки).

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

 

ЖЕЛАЮ  ВАМ  УСПЕХОВ  В  ЗАНЯТИЯХ, РАДОСТИ В ОБЩЕНИИ!

 

Дата последнего обновления страницы 04.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения