ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
Логопедическая служба в нашей школе работает 19 лет, возглавляет которую учитель- логопед высшей категории Мищирикова Ирина Анатолиевна. Основными задачами являются:
· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися образовательных программ;
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди родительской общественности и педагогов.
С 1 сентября по 15 сентября в школе проводится плановое логопедическое обследование речи первоклассников. Затем составляется расписание занятий с учетом:
· занятости родителей;
· режима дня ребенка (дневной сон);
· занятости ребенка в системе дополнительного образования (кружки, секции).
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что большинство родителей не знает, чем занимается с детьми учитель-логопед на своих занятиях. Поэтому родители приводят детей на занятия во второй половине дня, присутствуют на них, фиксируют в тетради рекомендации и лексический материал. Затем ежедневно проводят занятия дома, закрепляя навык звукопроизношения.
Кадровая политика на рынке труда в наше время предъявляет высокие требования к работнику. Профессиональный отбор касается речевой стороны. Наша задача помочь ребенку избавиться от нарушений, чтобы он чувствовал себя уверенно в жизни!
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ
«Истоки дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Регулярные упражнения:
· улучшают память и умственные способности ребенка;
· устраняют его эмоциональное напряжение;
· развивают координацию движений, силу и ловкость рук;
· помогают убрать напряжение с органов артикуляции;
· способствуют улучшению произношения многих звуков.
Для обследования мелкой моторики предлагаю упражнения:
1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполнять обеими руками.
2. «Играем на пианино» - касаться поверхности стола поочередно пальцами (1-2,1-3, 1-4, 1-5). Выполнять обеими руками.
3. «Кулак- ладошка» - руки положить ладонями на стол, сжать в кулак одну руку и синхронно менять положение рук.
4. «Ребро- кулак» - менять положение лежащих на столе рук. Одна рука сжата в кулак, другая поставлена на ребро.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с мокрым песком, перебирание крупы, игры с мелкими игрушками, лепка.
У ребенка моторные нарушения, если:
· долго не может научиться завязывать узлы и шнурки;
· завязывает шнурки неловко;
· плохо рисует;
· при раскрашивании выходит за контур;
· сползает со строки…
Какие последствия ожидают ребенка с моторными нарушениями:
· «корявый» почерк;
· сползание букв со строки при письме;
· разнородные по ширине и высоте буквы;
· написание букв с различным наклоном;
· медленное письмо;
· масса ошибок при написании букв, имеющих одинаковые элементы;
· мышечная усталость кисти.
Моторные нарушения влияют на личность ребенка. Он становится неуверенным, раздражительным, агрессивным, замкнутым.
Несколько советов родителям леворукого ребенка:
· посадите ребенка у окна, слева за партой;
· обзаведитесь прописями для леворуких детей;
· нужно зафиксировать внимание ребенка на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
· требовать от левши безотрывного, «правильного» письма противопоказано.
АНОМАЛИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Во время планового обследования детей довольно часто встречаются разнообразные аномалии роста и развития челюстей. У таких детей не смыкаются губы, и поэтому ребенок дышит ртом.
При уменьшении размера челюсти зубы стоят криво, налегая друг на друга. При увеличении размера челюсти зубы располагаются с промежутками, что влечет неправильное произношение звуков речи.
Проконсультируйте ребенка в 3 года и в 6 лет у врача стоматолога-ортодонта!
Некоторые аномалии передаются по наследству, поэтому важно выявить степень риска передачи наследственной патологии.
Причины, от которых возникают аномалии роста челюстей:
· раннее искусственное вскармливание ребенка;
· детские болезни, влияющие на рост костей (рахит);
· короткая уздечка языка;
· гнойные заболевания детей;
· разрушение и потеря зубов (кариес);
· заболевания дыхательных путей;
· вредные привычки (сосание пальца…);
· нарушение осанки, т.к. смещается центр тяжести;
· ротовое дыхание.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Развитие речи ребенка подчиняется определенной закономерности на всех возрастных этапах, независимо от времени года.
Но, тем не менее, лето является благоприятным периодом для роста организма и развития речи.
Все виды двигательной деятельности сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицанием.
Лето действует благотворно на :
· моторную функцию;
· эмоциональное состояние;
· сенсорные ощущения (зрение, слух, осязание).
«Чем разносторонне, совершеннее наши чувственные восприятия, тем глубже мы постигаем мир и тем совершеннее прогрессирует сенсо-речевое развитие ребенка»
Природа – живая книга! Существует золотое правило. Чтобы ощущать, надо сравнивать и отличать! Сначала сравнивать более контрастные и менее тонкие детали, а потом менее контрастные и более тонкие детали.
Летом дети больше стремятся к познанию, их все влечет и радует, они живо реагируют на окружающий мир. Летом расширяются возможности в ознакомлении с профессиями для игр в слова.
Рекомендую родителям некоторые игры со словом:
· «Какие бывают слова»
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово- ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех!
· «Кислые стихи»
Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло.
В кислом небе кислое облако повисло.
И спешат несчастные кислые прохожие,
И едят ужасно кислое мороженое!
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье,
Потому что кислое было настроение!
· «Прошлое, настоящее, будущее»
Весна – лето – осень – зима.
Семечко – росток – саженец – дерево.
Дерево – бумага – книги.
Икринка – головастик – лягушка.
· «Кто кем становится»
Жил – был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок
А взрослая…(собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал…(конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был…(теленком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким…(ягненком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким…(котенком),
А отважный петушок
Крооооооохотным…(котенком),
А из маленьких гусят
Вырастают…(утки).
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В ЗАНЯТИЯХ, РАДОСТИ В ОБЩЕНИИ!