План работы "Школы молодого педагога" на учебный год
Сроки |
План работы |
Ответственные |
Выход |
Август |
1. Организация наставничества.
2. Инструктаж о ведении школьной документации. |
Тощенко Е.В. |
Индивидуальная консультация |
Сентябрь |
Организационные мероприятия:
-знакомство с задачами школы;
-знакомство с оформлением документации. |
Тощенко Е.В. |
Индивидуальные консультации. |
Октябрь |
1.Круглый стол «Основные проблемы молодого учителя», «Методические требования к современному уроку»
2.Посещение уроков у наставников.
3.Распределение открытых уроков и внеклассных мероприятий. |
рук. МО, учителя - наставники |
Консультация |
Ноябрь |
1.Посещение уроков, обучение самоанализу.
2.Взаимопосещение уроков с наставниками.
3.Собеседование о проделанной работе. |
рук. МО, учителя-наставники |
Собеседование |
Январь |
1.«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
2.Посещение уроков и их анализ. |
рук. МО, учителя-наставники |
Собеседование |
Февраль |
Обсуждение промежуточных итогов «Качество подготовки к ГИА с учетом индивидуальных особенностей обучающихся» |
рук. МО, учителя-наставники |
Собеседование |
Март |
Посещение уроков, разбор плана-конспекта к уроку |
Зам. директора по УВР, учителя-наставники, рук. МО. |
Справка |
Апрель |
«Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа». Посещение уроков |
Учителя-наставники |
Консультация |
Май |
1.Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.
2.Отчеты наставников о работе с молодыми педагогами. |
Учителя-наставники |
Собеседование |
Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями.
Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Информационная карта проекта.
1. Полное наименование проекта: Проект по работе с молодыми учителями на уровне образовательного учреждения «Наша надежда»
2. География проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 9»
3. Постановка проблемы: современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации системно-деятельностного подхода на уроках и внеклассных мероприятиях, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу на ФГОС. В настоящее время наблюдается тенденция старения педагогических кадров, так как молодые педагоги стараются найти место работы вне школы, а тем более не едут в сельскую местность. Поэтому администрации школы приходится привлекать к работе с учащимися тех молодых специалистов, которые есть на селе, не всегда имеющих педагогическое образование. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализ работы с молодыми кадрами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям-стажерам. Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих методической работы школы, и это является важной актуальной проблемой.
Необходимо, что в работе с молодыми специалистами в школе нужно создать школу молодого учителя, где бы специалист, пришедший в коллектив, усвоил азы педагогического мастерства и почувствовал желание работать с детьми, а для этого нужно стимулирование и материальная поддержка молодого педагога.
4. Цель проекта: организовать работу для адаптации молодого учителя в коллективе, оказать методическую помощь в выработке своей
системы преподавания, формировании индивидуального стиля творческой деятельности
5. Задачи проекта:
1. Оказание психологической поддержки молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
2.Повышение уровня методической подготовленности педагогов.
3.Оказание практической помощи учителям – стажерам в преподавании предмета.
4.Обеспечение условий для постоянного освоения современных образовательных технологий.
5.Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6.Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
7.Создание условий для саморазвития и самореализации.
8. Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.
6. Нормативная база ШМУ: Устав школы; Должностная инструкция учителя, Инструкция по охране труда учителя, Положение о Школе молодого педагога, Положение о наставничестве, Положение об организации работы с молодыми учителями; Проект по работе с молодыми учителями на уровне образовательного учреждения «Наша надежда»..
7. Руководитель школы педагогического мастерства: заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
8. Реализации проекта: три учебных года.
9. Этапы реализации проекта
1-й этап |
Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся |
2-й этап |
Самостоятельный творческий поиск |
3-й этап |
Выбор индивидуальной линии |
10. Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со стажем до 3-х лет, педагоги- наставники, психолог школы, социальный педагог, администрация школы.
11. Описание деятельности по проекту (этапы реализации): Сюда привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от одного года до пяти лет, а также учителя, которые не имеют педагогического образования. Занятия «Школы молодого учителя» проводятся один раз в месяц согласно плану.
Кроме того, за каждым молодым специалистом закреплен учитель-наставник. Организуется взаимопосещение уроков, после которых обязательно проводится наставником самоанализ урока с целью обучения стажера. Работает с начинающими педагогами психолог. С учителями, которые работают в школе первый год, обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий.
Организуются консультации по:
• оформлению классных журналов;
• составлению рабочих программ и тематических планов.
Проводятся практикумы по:
• разработке планов воспитательной работы;
• поурочному планированию;
• проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида;
• оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока;
• планированию учета знаний.
Молодым учителям выдаются памятки и методические разработки по разнообразным темам и направлениям.
12. Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми учителями, молодые учителя проходят адаптационный период уверенно, повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии,